Трубы в деле. Труба для «пневмохода» | Трубник Online
Трубы в деле. Труба для «пневмохода»

Трубы в деле. Труба для «пневмохода»

Конечно, вы догадались, сегодня речь пойдет о поезде, сводящем с ума миллионы жителей планеты. Это тот самый «пневмоход», над которым корпит Илон Маск и вся его команда. Однако венчурный капиталист — вовсе не первый, кто «заболел» идеей пневматического транспорта. Эксперименты не прекращаются с 1800-х. Мы тоже решили присоединиться к новаторам и предлагаем использовать челябинскую трубу для суперскоростного перемещения между городами и странами.


Придумал чудо-дорогу в 1810 году британский часовщик Джордж Медхерст. Сначала он описал принцип работы пневмопочты, а затем предложил по аналогии перемещать пассажиров и грузы. Все дело было в трубе и разреженном воздухе. Теория приглянулась инженерам. Спустя некоторое время во Франции, США, но в основном в Великобритании стали появляться опытные отрезки пневматических железных дорог.


Первым среди многих был 46-метровый участок в близи города Брайтон. В сколоченной из досок трубе диаметром 2 метра по рельсам передвигалась вагонетка с сиденьями для пассажиров. Для защиты от ударов на концах транспорта располагались кожаные щиты. Необходимое разрежение воздуха создавали насосы в конечном и начальном пунктах своеобразного тоннеля. В Брайтоне и других городах еще долгое время это был всего лишь аттракцион.


30 лет спустя идеи Медхерста доработали британские инженеры Самуэль Клегг и братья Джейкоб и Джозеф Самьюда. О пневмотранспорте заговорили серьезнее. Их участок для «пневмохода» протянулся почти на 1 км. Конструкторы использовали существующую рельсошпальную конструкцию. Они проложили между рельсами трубу небольшого диаметра с поршнем внутри, который был жестко связан с головным вагоном. Двигался поршень — ехал поезд. Причем ехал быстрее популярного тогда паровоза в среднем на 10 км/ч.


Примерно в это время в разных концах света десятки и даже сотни аналогичных проектов в Европе и Америке получали патенты. Ближе к концу XIX века инженеры проектировали уже подземные пневматические дороги. Все они имели колоссальный успех, но протянули недолго из-за несовершенства конструкций. Проблему составлял клапан, обеспечивающий герметичность трубы, соединяющей поршень с вагоном. Туда набивалась грязь, камни, влага и снег, из-за чего «пневмодорога» часто выходила из строя.


Однако у нее были большие преимущества перед традиционной железнодорожной линией — скорость передвижения, бездымный и бесшумный плавный ход, безопасность. Вероятно, поэтому на идею снова обратили внимание ровно через век. В 2012 году проект своего Hyperloop представил Илон Маск. Транспорт нового поколения он предлагает заключить в наземный трубопровод. Капсулы для пассажиров и грузов в нем, по расчетам, смогут перемещаться со скоростью до 1200 км/ч. К тому же Маск отказался от поршневой системы в пользу линейного электродвигателя.


Но и тут он не был пионером. Впервые в мире опыт с перемещением тела в вакуумной трубе за счёт электромагнитного поля поставил российский профессор Борис Вейнберг в 1911–1913 годах в Томском технологическом институте. Правда, ему и его ученикам удалось добиться только скромной скорости в 10 км/ч.


На Урале давно ведут разговор о строительстве скоростной железнодорожной магистрали между Челябинском и Екатеринбургом. Исторически, считают некоторые исследователи, это направление было частью Великого Шелкового пути. Отдавая дань традициям и возвращая торговый поток из Азии в Европу через уральский регион России, правительства соседних областей задумались над проектом. Так почему бы не воплотить идею с помощью челябинской трубы?..


Рекомендуем