Трубы в деле. Лифт на Луну | Трубник Online
Трубы в деле. Лифт на Луну

Трубы в деле. Лифт на Луну

Да-да, это не опечатка. Челябинские трубы вполне могли бы стать частью подъемника к естественному спутнику Земли. Если в начале 20 века строительство лифта до Луны могли предположить только писатели-фантасты, укрываясь от насмешек большинства ученых и других общественных деятелей, то в наше время дело приобрело другой оборот. Патенты получены на несколько видов конструкций, но все они схожи: для строительства необходимы нанотрубки из инновационных материалов и стальные трубы большого диаметра. Выпуск обоих видов продукции могут освоить специалисты Группы ЧТПЗ.


Несмотря на то, что разработкой подъемника занимались инженеры в разных частях света, в основе идеи лежит единая концепция. Лифт на Луну — это лебедка, закрепленная на тросе из небольших, но прочных трубок, по которой двигается кабина в форме тубуса с диаметром в несколько метров. Началось все с Константина Циолковского, который в 1895 году предложил построить на Земле орбитальную башню. Для возведения цилиндрической конструкции трубникам пришлось бы сварить трубу диаметром 390 метров и толщиной стенки 0,4 метра. Но все известные тогда марки стали не подходили для столь грандиозного проекта. Много лет он вдохновлял только писателей-фантастов.


В 1960 советский инженер Юрий Арцутанов трансформировал задумку Циолковского и в 1960 году выступил в самых известных в то время печатных изданиях с публикацией «Канатная дорога на Луну». Воплотить разработку в жизнь снова мешало отсутствие нужных материалов. Впрочем, и сегодня их поиск продолжается. Чуть позднее другой российский ученый, Александр Багров, вернул космическому подъемнику актуальность. Он не только доработал конструкцию; ведущий научный сотрудник института астрономии РАН и доктор физико-математических наук провел полное проектирование лифта и даже подсчитал точное время в пути. От Земли до Луны лебедка будет перемещать кабину за 3,5 часа. Александр Багров получил патент на изобретение и продолжает работать над его воплощением.


Параллельно подобными проектами занимаются канадцы, американцы, китайцы и японцы, используя две российские разработки. Одна — все так же основана на тросе. Разница предложений состоит в том, где разместить основание, и какой противовес повесить на обратном конце этой сверхпрочной «нити». Ученые сходятся лишь в одном — она должна состоять из маленьких гибких и прочных трубок. Вторая концепция появилась недавно. Ее суть — использование не одного, а нескольких тросов, «упакованных» в гиперболоидные секции. Визуально такая конструкция может напоминать Шуховскую башню в Москве. В качестве нитей для секций также потребуются нанотрубки и лебедки, а для кабин в обоих случаях нужны трубы большого диаметра.


Лифт, по замыслам инженеров, позволит сделать более безопасным запуски ракет (вместо ядерного топлива они собираются использовать электричество), и, по возможности, упростит доставку грузов сначала к спутнику Земли, а затем и на другие планеты. 



Рекомендуем