Азбука Группы ЧТПЗ. Ш — «Штифель» | Трубник Online
Азбука Группы ЧТПЗ. Ш — «Штифель»

Азбука Группы ЧТПЗ. Ш — «Штифель»

«Маннесман», «Фретц-Мун», «Штоссбанк»… Многие станы, с которых «начинались» современные заводы, обозначали по имени инженера или названию компании. Еще одним «именным» станом, с которым связана история сразу двух трубных заводов Группы ЧТПЗ, стал «Штифель». Ему мы и посвящаем новую страницу нашей Азбуки. 


В 1897 году инженер Ральф Штифель запатентовал в США прошивной стан с грибовидными валками. Такие станы постепенно вводились в эксплуатацию, в том числе и в нашей стране, причем часто Штифель сам приезжал на заводы перед запуском в качестве консультанта.


Большой Штифель.jpg


«Штифель» появился и на ПНТЗ. В 1932 году Наркомтяжпром утвердил окончательный объект строительства Новотрубного завода в составе трех трубопрокатных станов («Штоссбанк», «Большой Штифель» и «Малый Штифель»), двух волочильных станов, термического, трубонарезного и баллонного цехов. История завода началась 13 мая 1934 с протяжки первых труб в волочильном цехе. 11 сентября 1935 года на реечном стане «Штоссбанк» были получены первые горячекатаные трубы. «Большой Штифель» — стан 220 — был введен в эксплуатацию в январе 1936 года, «Малый Штифель» — стан 140 — несколькими годами позже. На «Большом» первые трубы осваивали В. Сосунов, П. Ненашев, Ф. Данилов, А. Звягинцев, И. Кошечкин, имена которых впоследствии стали неразрывно связаны с трубным производством. Самому же стану из первого трубопрокатного цеха предстояло стать настоящей легендой завода и работать долгие десятилетия, выпуская широчайший сортамент горячекатаных труб из целого спектра марок стали. В 2007 году на нем была выпущена 10-миллионная тонна труб. 


Большой Штифель 1936 г.jpg


На Челябинском трубопрокатном тоже был свой малый «Штифель»: стан по производству горячекатаных бесшовных труб диаметром 70–114 мм был сдан в эксплуатацию в декабре 1943 года. Стан, работавший с 1909 года, попал в Челябинск в ходе эвакуации Ижорского трубного завода (другая легенда, маннесмановский стан, был эвакуирован с Мариупольского трубопрокатного завода). 


История эвакуации «Штифеля» — настоящее остросюжетное кино. В соответствии с постановлением правительства СССР трубопрокатный агрегат «Штифель» Ижорского завода направлялся на строительную площадку завода «Стройсемь» Наркомсудпрома в городе Челябинске. Загадочная площадка «Стройсемь» появилась в документах еще в 1937 году, когда по решению правительства СССР в Ленинском районе города Челябинска началось строительство одного из крупнейших в стране заводов качественных сталей для судостроительной промышленности. Впоследствии там и возник Челябинский трубопрокатный завод.


Строящийся ЧТПЗ и стал новым домом «Штифеля». Но запуск «Штифеля» не был первоочередной задачей. Во-первых, такой стан уже эксплуатировался в Первоуральске, а во-вторых, введение в работу маннесмановского стана было более приоритетным, поэтому строительство цеха для «Штифеля», вспоминали участники событий, велось по остаточному принципу. Комиссия по приемке оборудования «Штифеля» Ижорского трубного от завода № 200 начала работать лишь 7 августа 1942 года, второй трубопрокатный цех стали строить только в октябре. Сложности с пуском обуславливались еще и тем, что специалистов, знакомых с оборудованием стана, трудоустроили на другой завод (завод № 200 Наркомтанкопрома). 


Тем не менее 6 ноября 1943 года было проведено горячее опробование прошивного стана и автомат-стана — прокатана первая гильза. 23 декабря 1943 года стан по производству горячекатаных бесшовных труб диаметром 70–114 мм был сдан в эксплуатацию, а фактическое освоение всех агрегатов произошло в январе 1944 года.


На стане преобладал ручной труд, но несмотря ни на что благодаря ему страна получала необходимые в войну трубы. В 1944 году на стане произвели 4424,5 тонн продукции. Кроме того, в цехе развернулось соревнование под девизом «Всё для фронта, всё для победы». Выпускали молнии, плакаты с призывами: «Штифельной трубой в фашистское рыло!», и в 1945 году благодаря социалистическому соревнованию на стане «Штифель» удалось прокатать 11 011 тонн труб.


В конце 1950-х крепко задумались о перевооружении второго цеха, где работал малый «Штифель». Огромную роль в этом сыграл молодой инженер из Первоуральска Ф. Д. Могилёвкин, а также многие другие специалисты. В результате реализации предложенного им плана производственная мощность цеха увеличилась в 1,7 раза (с 35 тысяч до 60 тысяч тонн труб в год), производительность труда возросла в 1,6 раза, себестоимость тонны труб снижена на 12 %, численность работающих в цехе уменьшилась на 15 %.


Но к 1970-м малый «Штифель» во втором цехе устарел окончательно. С 1969 по 1971 год прошла очередная серьезная реконструкция второго цеха. С 20 мая по 20 декабря 1971 года цех останавливали, чтобы демонтировать существующее оборудование. И со станом, работавшим с начала ХХ века, пришло время попрощаться.


Штифель проводы реконструкция.jpg


При подготовке материала использованы отрывки книги С. Бунькова «Дорога к Высоте».



Рекомендуем